Среда, 05.08.2020, 17:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!

                
                 Вот Вы (или Ваш муж) выехали из пункта А в пункт Б. Дорога – особая система

                 взаимодействия между всеми участниками движения, хотя у каждого свой

                 маршрут, отдельная «мелодическая партия». Какие действия выполняет

                 водитель? Прежде, чем выехать на дорогу, он пропускает движущиеся  потоки

                 машин и пешеходов, затем, в предоставленную ему паузу, начинает движение. Его

                 скорость (темп) ограничена невидимым «дирижёром» - дорожными правилами и

                 знаками, они же не позволяют «исполнителям партий» сбить поток с ритма или  

                 «сыграть» фальшиво», нарушив установленный порядок. На уроке музыки «за

                 рулём» - дети. Мышление, задействованное в пении, слушании музыки,

                 импровизации, игре на музыкальных инструментах – партитурное (партитура –

                 нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой для партии

                 каждого инструмента или голоса отведён отдельный нотоносец). Какие предметы,

                 на Ваш взгляд, способны тренировать мозг ребёнка именно процессу

                 взаимодействия внутри общей системы в режиме реального времени? Музыка и

                 физкультура, но специфика этих школьных дисциплин разная. В командных видах

                 спорта важно выиграть (обогнать, проявить ловкость и сноровку, перехитрить

                 соперника, пусть даже внутри правил). На уроках музыки соперников нет (даже

                 сольная партия «уважает» мнение аккомпанемента):  мы учим распознавать

                 правила и корректировать модель своего поведения, подстраиваясь под заданные

                 условия, не нарушая границ зоны комфорта других людей. Мало того: исполнение

                 песен (а в музыкальной школе и игра на музыкальных инструментах) –  

                 эффективный механизм организации человека. У наших учеников на выступлениях

                 нет черновика, второй попытки, они не могут зачеркнуть, списать или попросить

                 помощи у учителя в случае ошибки, они думают в темпе, более подвижном, чем

                 темп произведения, сопровождая исполнение сценическими движениями,

                 драматизацией, уделяя внимание слушательской аудитории, при этом успевая

                 контролировать дыхание и мышцы, отвечающие за вокал. За три – четыре минуты,

                 даже стоя у доски в группе ребят, проделывается огромная  мыслительная работа,

                 которой позавидуют не только математики. Всё в современном мире, включая

                 межличностные отношения, - многоуровневая система, а значит и сфера развития

                 музыкой (это к нашему разговору о жизни).

Мама:      Думаю, Вы преувеличиваете значимость Вашего предмета. Мой муж, например,

                 пением не занимался, но машину водит прекрасно и с «межличностными

                 отношениями» тоже справляется.
Учитель: Разве он не ходил на уроки музыки, когда учился в школе? Может быть, Вы просто

                 недооцениваете роль учителя музыки в Вашей жизни? А ведь были ещё

                 музыкальный работник в детском саду, хореограф, школьные мероприятия.

Мама:      Может, и ходил. И что? Мы, например, на музыке драли глотки под баян. С

                 содроганием вспоминаю эти уроки. Лучше бы лишний час погуляли.

Учитель: «Драть глотки» под баян – это пение с сопровождением (или попытка, в

                  упомянутом Вами случае). Очень сложный мыслительный процесс: требует, как

                  минимум, координации слуха, голоса, разных видов памяти. Даже если Вам, как

                  ученику, этот процесс не очень нравился, всё равно работали те системы, которые

                  отвечают за приобретаемые навыки мышления. Видите, Вы даже сегодня

                  чувствуете в себе силы оценить музыкальные способности Вашего ребёнка, хотя

                  диплом специалиста у меня.

Мама:       Вас не переговоришь. Вы просто защищаете свой предмет, как любой другой

                  учитель.

Учитель:  Я защищаю своего ученика.

Мама:       От кого Вы его защищаете?

Учитель:  От родителей, которые пытаются спровоцировать необратимые изменения в жизни

                  своего ребёнка, не пытаясь разобраться в масштабе приносимого вреда. Как Вы

                  думаете, время, в которое предстоит жить Вашему сыну, будет проще или сложнее

                  в смысле предъявляемых к нему требований, чем наше с Вами?

Мама:       Конечно, сложнее! Мы и стараемся соответствовать этим изменениям.

Учитель:  Вы считаете партитурное мышление лишним для программиста, проектировщика,

                  бизнесмена, юриста, медика, менеджера, просто человека, живущего в социуме?..

                  Назовите хотя бы одну сферу, где оно не задействовано.

Мама:       Если наш сын решит стать программистом, мы можем напрямую заниматься

                  информатикой. Разве не так?

Учитель:  Совсем не так. Информатика – предмет нового времени, он не естественен для нас

                  по своей природе, сложен, поэтому, на момент начала обучения предполагает уже

                  сбалансированную работу различных участков мозга ребёнка, включая

                  отвечающие за творчество и нешаблонное мышление. Обратите внимание, в

                  самом раннем возрасте,  в детских садах, начинают учить петь и танцевать,

                  «отстраивая» имеющуюся природную систему взаимодействия обоих полушарий

                  мозга. Согласитесь, развлечь детей можно гораздо проще (например, игрушками,

                  мультфильмами, сладостями). Всё устроено сложнее, чем кажется на первый

                  взгляд. Включите логику и попробуйте проанализировать ситуацию, вернувшись в

                  исходную точку. Сделайте это ради своего ребёнка. У человека нет лишних

                  органов.

Мама:       Аппендицит!

Учитель:  Заблуждаетесь. В этом Вас легко разубедит учитель биологии.

 

Непрерывный процесс эволюции человечества, развитие цивилизации отсеивали ложное и сохраняли значимое, приспосабливая его под новые условия. Музыка доказывала своё право на существование тысячелетиями. Ни одно поколение на планете интуитивно не лишило своих потомков этого вида искусства. В популярной сегодня телевизионной программе «Жить здорово!», обращавшейся к этой теме уже дважды, недавно были озвучены результаты очередных научных исследований, в ходе которых установлено, что пение и обсуждение воспроизведённой или услышанной музыки предупреждают болезнь Альцгеймера и возрастную деменцию. Отдельный разговор был посвящён музыкальному воспитанию детей. Когда ребёнок занимается музыкой (поёт, играет на каком-то музыкальном инструменте), интегративно включаются оба полушария. «Это ли не счастье полноценного развития человека?» - задают телезрителям вопрос ведущие, предполагая единственно верный ответ, поскольку музыка сегодня не только развивает, но и лечит тяжелейшие пороки психического и умственного развития. Цитирую Елену Малышеву, российского врача-терапевта, кардиолога, педагога, доктора медицинских наук, профессора, руководителя и ведущей упомянутой телепрограммы: «Я окончила музыкальную школу и считаю, что благодаря ей состоялась моя карьера. Пение и игра на музыкальных инструментах приводят к колоссальному развитию мозга. […] Занятия музыкой учат трудиться. Поющие и играющие на музыкальных инструментах дети обычно очень хорошо учатся в школе».

До недавнего времени в системе образования не было лишних предметов. Новаторство, хотя и не отторгалось, но являлось причиной жарких споров и исследований, поскольку считалось противопоставлением здравой, проверенной веками практике. Какова же была цель присутствия в жизни школьника такого разнообразия изучаемых наук? Конечно, не профессиональная подготовка математика, филолога, физика, химика, географа, художника, музыканта и т.д. в одном лице, а полноценное развитие ребёнка до момента, когда тот сможет определиться со своей будущей профессией (дипломов в школах не выдают). Каждый из предметов – это не только набор фактов и алгоритмов действий, часть которых однажды утратится за ненадобностью, но, в первую очередь, - образ мышления, который остаётся в копилке сознания навсегда. Приобретённым способам мышления невозможно разучиться, так же, как невозможно разучиться ходить, плавать, ездить на велосипеде. Всё это – очень удобная природная «опция», позволяющая мозгу подбирать ключ к пониманию сути различных явлений. Думаю, никто не станет спорить с тем, что сегодня востребованы и успешны именно те люди, которые имеют гибкое мышление, умеют быстро ориентироваться в системе взаимодействия многих факторов, способны находить нестандартные решения. Мир так стремительно меняется не в пользу знаний, умений и навыков предыдущих поколений, что очень рискованно выставлять физиологические преграды на пути взрослеющего человека. Вопрос уже даже не в эмоциональной сфере, культуре, расширении кругозора ребёнка, о коих немало написано и сказано, а в нанесении прямого физического увечья каждому отдельно взятому обучающемуся, родители которого не видят его «особо одарённым». Конечный итог подобных измышлений устрашающ: получается, если у ребёнка нет феноменальных способностей к музыке или другим не понятным родителям предметам, то и церемониться с ним, с ребёнком, теперь незачем: «упразднить» отдельные участки его мозга и дело с концом. Вот только напомню, что именно учёные бьют тревогу, пытаясь обратить внимание на создавшийся критический перекос в школьном обучении. Слышат ли их в школах? Да, но слишком высока ответственность обычного учителя за сдаваемые предметы, слишком хлопотны для школ другие модели образования, поэтому «куда кривая выведет», лишь бы пережить ОГЭ и ЕГЭ. А дальше? Что будет дальше? Чем несчастному выпускнику с ограниченными возможностями аукнется эта «бытовая хирургия» по наитию?..

Существует природная межполушарная асимметрия мозга, которая проявляется не только в его морфологии, но  и в межполушарной асимметрии психических процессов. С годами, благодаря образованию, эта асимметрия может усугубиться или уменьшиться, приведя к гармоничному развитию. У каждого полушария свой ракурс познания мира и обработки полученных сведений.

 

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА

Отвечают за:

логику, рациональность, хорошую речь

творческие возможности, интуицию, этику, способности к адаптации

Обрабатывают информацию:

последовательно от частного - к общему:

только после подробного изучения частей, полученные знания складываются в целостную картину

интуитивно, от общего к частному:

эта часть мозга работает сразу по нескольким каналам, воспринимает  явление в целом, затем переходит к деталям; в условиях недостатка информации, способно восстановить целое по его частям

Разрешают поставленную задачу:

выделяя в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты (но в ситуациях, когда логики и имеющегося багажа знаний недостаточно, оно бессильно)

оценивая проблему в целом, воспринимая реальность во всей полноте многообразия и сложности, со всеми её составными элементами, легко образуя различные ассоциации и с большой скоростью осуществляя их перебор (именно здесь выход из условно безвыходных ситуаций)

Предназначены:

обеспечить теоретическое мышление, грамматическое оформление высказываний и характеристику свойств предметов

Формировать целостность смыслового содержания, обеспечивать эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создавать ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете

 

Наши новые образовательные стандарты всё глубже и глубже уводят в однобокое, т.н. левополушарное обучение, перестраивая мозг нынешних школьников на упрощённое линейное мышление. Современная наука, при необходимости, может смоделировать любое удобное биологическое существо с любым набором физиологических и психических характеристик,  но, ввязываясь в эксперименты с мозгом своего собственного ребёнка, нельзя забывать о том, что цена ошибки здесь – необратимые последствия. Уже поэтому родителям нужно остановиться и принять во внимание следующее:

- учитель, каким бы хорошим он ни был, - зависим от системы, поэтому полностью перепоручать своего ребёнка школе не следует;

- интересы образовательного учреждения не всегда совпадают с интересами ребёнка и его родителей, поскольку школы тоже зависимы, зачастую, от людей и организаций, которые имеют весьма приблизительное представление о школьнике и его проблемах;

- по отношению к ученику, учитель - на работе, родители же – люди, которые никогда его не «выпустят» и не возьмут нового ребёнка, навсегда оставаясь ответственными за будущее своего сына или своей дочери;

- школьные уроки музыки и ДМШ – это навсегда, поскольку музыка как вид деятельности является здоровьесберегающей технологией, влияющей на любую деятельность ученика, да ещё и  формирующей привычку  (именно по этой причине не бывает «математического воспитания», но бывает музыкальное, трудовое и физическое);

- мозг растущего человека – не территория для вмешательства неспециалистов ради сиюминутных бытовых удобств, поскольку разлад в мозговой деятельности невозможно вылечить таблеткой, перерасти или перетерпеть, отложив доразвитие угнетённой части мозга на удобное время «когда-нибудь потом, если потребуется».

 

Ниже представлю вам информацию к размышлению. Речь пойдёт об общеобразовательных системах Европейских стран и Америки, а также о том, как работают элитные школы Москвы. Есть, о чём задуматься.
 

Продолжение статьи см. далее

АНТИПЛАГИАТ
НАШИ ПОСЕТИТЕЛИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-НОВОСТИ ГОРОДА-
Сайты РОДИТЕЛЯМ
-- МУЗЫКАНТЫ --
-- КОММЕНТАРИИ --
Здравствуйте
Чуть выше названия песни строка СКА...


Здравствуйте Наталья Анатольевна! Скажите где услышать плюсовку "Во всем виноваты скелеты"?
С уважением...
Answer: Добрый вечер, Сергей! Отправила на почту.

- СОВРЕМЕННИКИ -
Социальные сети
Сегодня заглянули

Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz