Четверг, 21.03.2019, 00:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!



С миру по нотке

На настоящий момент, во многих европейских странах на государственном уровне приняты национальные проекты, призванные включить в школьные программы не менее 40% предметов художественной направленности, хотя в недавнем времени прогнозы были шумно неутешительными.

Финляндия

Финскую систему образования считают лучшей в мире. Углублённое изучение одних школьных дисциплин в ущерб другим не приветствуется. Все предметы считаются равными друг другу.  Любопытно: в Финляндии не существует специализированных школ, для учеников со склонностями к рисованию, музыке или спорту внутри обычных общеобразовательных учреждений создаются специализированные классы. Другими словами, практическому искусству и физической культуре обучают всех, а кого-то, благодаря имеющимся природным задаткам, даже интенсивнее.

Германия

Уроки музыки включают в себя огромное разнообразие видов деятельности: пение, знакомство с классикой и современной музыкой, изучение нотной грамоты, игру на различных музыкальных инструментах, съёмки музыкальных видеоклипов, записи кавер-версий известных песен, пародирование популярных исполнителей.

Франция

Музыке обучают всех детей, включая выпускные классы. Главный вид деятельности - игра на музыкальных инструментах. Как и во многих других странах, французские школы тратят большие средства на приобретение настоящих оркестровых инструментов.

Япония

Наряду с химией и физикой, в школах изучаются  музыка, рисование, домашнее хозяйство, физкультура, есть уроки любования природой. На уроках музыки каждый ученик обязан научиться играть на каком-то музыкальном инструменте. В школах проходят концерты, где дети проявляют себя как вокалисты и инструменталисты. 

Америка. Pиcoвaниe, музыкa, физкультуpa - тaкиe жe вaжныe пpeдмeты, кaк вce ocтaльныe. Музыку преподают таким образом, чтобы дети могли свободно ориентироваться в классике и творчестве современников, участвовать в постановках самых настоящих мюзиклов (американская система образования небезосновательно считает, что сцена необходима ребёнку для приобретения опыта общения с аудиторией). Кроме того, практикуется посещение школьниками спектаклей и концертов, в некоторых школах есть оркестры. Дeти с физическими или психическими особенностями обучаются и выступают нa paвных со здоровыми детьми. В школах существуют родительско-учительские ассоциации, которые активно организовывают множество внеклассных обучающих и развлекающих мероприятий, включая музыкальные.

Список государств, где не экономят на здоровье детей, можно было бы продолжить, но вернёмся в нашу страну, поскольку навязываемые изменения практически не коснулись московских элитных школ, продолжающих развивать детей двуполушарно. Вряд ли день учеников этих школ проще, чем у тех, кто учится в обычных. Наверное, они тоже «лучше бы лишний час погуляли» или провели день в сети Интернет, но учёба – это труд, который никто за ученика не выполнит даже при наличии у его родителей приличного счёта в банке. Я потратила не один час, чтобы подробно познакомиться с позицией этих образовательных учреждений, и результаты меня не удивили, поскольку иначе быть просто не должно.

Преподаватели «Павловской гимназии» убеждены, что музыка – это важно, поэтому при школе создана самая настоящая ДМШ с полным циклом специализированных предметов (добавьте к перечню имеющихся уроков ещё 4-5.

В «Ломоносовской школе», кроме обязательного урока музыки, который проводится раз в неделю, детям также предоставлена полноценная музыкальная школа, где присутствуют три отделения: подготовительное, любительское и профессиональное. Инструментальное исполнительство, хор, хореография – далеко не полный перечень развивающих возможностей для будущих немузыкантов.

Ещё в одной известной московской гимназии «Президент» воспитанников обучают вокалу, игре на фортепиано и гитаре.

Собственная ДМШ существует и в «Московской экономической школе», где наряду с изучением цикла общеобразовательных предметов, дети уже с пяти лет обучаются игре на различных музыкальных инструментах (фортепиано, скрипке, флейте, саксофоне, акустической гитаре, ударной установке). Здесь преподаётся полный цикл теоретических музыкальных дисциплин, есть хор, скрипичный и камерный ансамбли, джазовый коллектив и ансамбль гитаристов. Ученики МЭШ знакомы и с современными цифровыми технологиями в области музыки, успешно сочиняют и аранжируют с применением народных и современных инструментов.

 

Такое внимание к занятиям музыкой в специализированных немузыкальных школах, ориентированных на дальнейшее приобретение их выпускниками серьёзного государственного или европейского профессионального образования, не случайно. Психологи утверждают, что даже не самые способные маленькие музыканты превосходят своих сверстников по уровню структурного мышления: им проще разложить информацию «по полочкам», выявить связи между фактами,  объединить разрозненные элементы и т.д.. Всё это возможно лишь в результате сбалансированной работы мозга.

Заключение

Генеральный секретарь ЮНЕСКО, открывая в 2006 году конгресс, посвященный художественному образованию, сказал: «Мир катится к катастрофе: из школы изымаются предметы художественной направленности, ребенок оказывается оторван от культурных традиций своей страны, не развивается образное мышление, креативность – это то, без чего не вырастит ни физик, ни химик, ни бизнесмен». Замечая подобную тенденцию и в российских школах, наши известные деятели науки и культуры уже в 2010 году опубликовали в «Учительской газете» письмо о положении предметов художественно-педагогического профиля в школе, которое было направлено в Государственную Думу. Это письмо вызвало широкий отклик у читателей - педагогов, директоров образовательных учреждений, преподавателей вузов, но, к сожалению, так и осталось без внимания со стороны тех, от кого реально зависит судьба искусства в школе. Не первый год преподаватели музыки и ИЗО пытаются вернуть своим предметам утраченный статус, настаивая на принятии к сведению опыта большинства развитых стран мира. Количество часов уроков искусства там в начальной школе, по сравнению с нашей страной, удвоено, в средней (по девятый класс) им отводится по одному часу в неделю, а в 10-11 классах раз в неделю ведётся предмет «Мировая художественная культура», поскольку в подростковый и юношеский период особенно необходима духовная, нравственно-эстетическая поддержка.

            Так полезны ли занятия музыкой? Нет. Они норма, необходимость, как разумное питание, здоровый образ жизни, техника безопасности, законопослушность. Нет ничего более абсурдного, чем обсуждение в среде образовательной системы страны (самой передовой системы, обеспечивающей её будущее развитие и самоценность) полезности присутствия или отсутствия двуполушарной работы мозга. Игнорирование природных особенностей взрослеющего человека на любой стадии его развития – нанесение прямого физического вреда. Нет ни одного случая, когда отказ от музыки или ИЗО привел бы к взлёту успеваемости по предметам естественно-научного цикла, поскольку им всем крайне необходима сбалансированность мыслительных процессов. «Вторичность» предметов искусства – удобный миф, позволяющий  экономить на финансировании школ и значительно снизить процент поступающих в ВУЗы. «Левополушарными» легче управлять, поскольку их угол зрения ограничен видимыми рамками, а реакции предсказуемы. Для обслуживающего технического персонала, возможно, достаточно простейшей логики и примитивных практических навыков, но ведь каждый нормальный человек хочет развиваться в профессии, иметь перспективы. Что для этого нужно? Быть конкурентоспособными. Разве не того же хотят родители для своих детей? Но как достичь желаемого, если всё существование современного школьника сводится к его фанатичному предэкзаменационному левополушарному «натаскиванию», игнорирующему современную науку и долговременные интересы ребёнка? Попираемое советское образование со всеми его недостатками было куда прозорливее, поскольку его «жертвы» - нынешние управленцы, многие из которых начинали свой путь в обычной провинциальной школе с обычными «не егэшными» экзаменами, состоялись в карьере и бизнесе. Полноценное образование не зависит от количества изучаемых языков и наличия в кабинете современных гаджетов, но напрямую связано со здоровьесбережением и гармоничным развитием человека. Увы, наступили времена, когда выправить ситуацию на территории жизни своего ребёнка могут только сами родители. Им мне хочется сказать только одно: «Не опоздайте».

 

 

Использованные информационные ресурсы:

  • Аршавский, В.А. Различия, которые нас объединяют (Этюды о популяционных механизмах межполушарной асимметрии) / В.А. Аршавский. - Рига, 2001. - 234 с.
  • Ковязина, М.С. Межполушарное взаимодействие при нормальном и отклоняющемся развитии: мозговые механизмы и психологические особенности / М.С. Ковязина, Е.Ю. Балашова. - М.: Научный мир, 2009. - 836 с.
  • «Учительская газета», №6 от 16 февраля 2010 г.
  • «Учительская газета», №10 от 9 марта 2010 г.
  • «Учительская газета», №20 от 18 мая 2010 г.
  • Сайты московских общеобразовательных учреждений («Павловская гимназия», «Ломоносовская школа», «Президент», «Московская экономическая школа»)
  • видеоматериалы YouTube об образовании за рубежом

 

АНТИПЛАГИАТ
НАШИ ПОСЕТИТЕЛИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-НОВОСТИ ГОРОДА-
Сайты РОДИТЕЛЯМ
-- МУЗЫКАНТЫ --
-- КОММЕНТАРИИ --
Здравствуйте Наталья Анатольевна! Скажите где услышать плюсовку "Во всем виноваты скелеты"?
С уважением...
Answer: Добрый вечер, Сергей! Отправила на почту.

Здравствуйте, Наталья Анатольевна! У вас просто изумительные уроки! Не встречала ничего подобного! Огромнейшее спасибо з...
Answer: Здравствуйте! smile Вам спасибо!

Здравствуйте, Наталья!
Невозможно пройти мимо - невероятный труд учителя! Ваш труд! Только чуть-чуть прикоснулась...
Answer: Спасибо большое за добрые слова! Заходите иногда. Мы не скучаем!  Может быть, что-то ещё пригодится в работе

- СОВРЕМЕННИКИ -
Социальные сети
Сегодня заглянули

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz