Среда, 23.08.2017, 07:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Из опыта работы
Главная » Статьи » Мои статьи

Метод проблемного изложения материала на уроке музыки
Цель обучения – научить обходиться без учителя. (Э. Хаббард)

       В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, формирование духовности и культуры, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей. Необходимо отметить особую значимость методов проблемного обучения в воспитательном процессе, поскольку они формируют и развивают творческую познавательную деятельность учащихся, что способствует и правильному становлению мировоззрения.
"Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям” (М.Монтень).
 
       Для урока музыки, как урока искусства, характерен особый подход к использованию традиционных дидактических методов обучения: объяснительного, репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского. Мы определяем эту деятельность как проблемно – поисковую.
 
Проблемная ситуация возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальная возможность решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым.

Урок–исследование или его элементы в череде привычных занятий активизируют мышление и дают возможность ученикам с разными уровнями развития реализовывать свои способности и эвристические потребности.

       Главная цель – стимулировать познавательную деятельность ребёнка, уводя его от стандартов мышления и применяя ранее полученные знания и личный опыт на практике в интересной для ребят форме с непредсказуемым заранее финалом. Собственные выводы и доказательства, добытые учащимися опытным путём, всегда интересны и убедительны, будь то теория или практика.
       Задачи в каждом случае свои, но эмоциональный всплеск, эффект удивления, возникновение возможного сомнения в собственных ошибочных суждениях являются благотворной почвой для становления личности. Фр.Бэкон говорил: "Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится; а тот, кто начинает с сомнения, закончит уверенностью”. Ещё Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика и помощь в "самозарождении” истины в сознании ученика.

Музыка не является наукой, но принцип научности присущ и уроку искусства, так как любое знание - это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека (БСЭ).

Познание начинается с удивления. (Аристотель)

Очень часто мы ведём уроки по традиционной, давно привычной для ребят схеме, передавая им многовековой культурный опыт человечества и рассчитывая только на свой авторитет (великий композитор, замечательное произведение и т.д.) и их ощущения, эмоции, фантазию, то есть на то, что нельзя потрогать. Всегда ли мнения учителя и ребёнка совпадают? Конечно, нет. При этом чаще всего страдает не практический блок, который подразумевает активное участие ребят в конечном результате, а теоретический, где уже всё кем-то решено. Особенно остро это чувствуется в подростковом возрасте, когда слов учителя явно не достаточно, если они не подтверждены личным убеждением. Очень часто в старших классах это ведёт к угасанию интереса к предмету в целом, не смотря на то, что в начальной школе и среднем звене таких проблем не возникает. Причин достаточно, но выход есть.

Приведу несколько примеров проблемных ситуаций, в которых отвлечённая на первый взгляд беседа становилась поводом увлечённой дискуссии и открытий.

Проблемно – поисковая ситуация на уроке музыки / Фрагменты уроков

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
(А. С. Пушкин)
1. ПОЛИФОНИЯ, 6 класс.
  • Говорим о построении, сравниваем с гомофонией.
  • Слушаем трёхголосную полифонию И.С.Баха, анализируем внутреннее содержание (делаем записи на доске) и средства музыкальной выразительности, касаемся некоторых эпизодов жизни композитора, его мировоззрения.
  • Проигрываю фрагменты тем, соединяю, обговариваем ощущения от каждой муз.темы, обращаем внимание на непрерывность развития, констатируем смену настроения в произведении при соединении голосов.
  • И тут говорим СТОП! Для ребят продолжается урок, а учитель уже начал обобщение и закрепление темы на новом уровне:
- Давайте ещё раз вспомним, какой голос в полифонии главный? (все равноправны)
- А есть ли в этом типе музыки аккомпанемент? (нет)
- А зачем вообще нужен аккомпанемент? (помогает мелодии выражать содержание, передавать настроение)
- Но вы же сейчас поняли содержание (обращение к записям на доске), а аккомпанемента не было! (…растерянность)
- Как вы думаете, если мы добавим аккомпанемент, музыка станет понятнее? (наоборот, будет мешать)
- Это означает, что дело в мелодиях – темах. Сколько их может быть? (две и более)
- Одинаковыми ли были мелодии в прослушанном произведении И.С.Баха? (разные)
- В чём они были разные? (мелодия, внутреннее содержание каждой отдельно взятой темы, характер)

- Внимание, вопрос! Каким образом самостоятельным голосам полифонии удаётся изменять общий характер звучания, откуда появляются дополнительные эмоции, отличные от тех, которые существуют в отдельных темах?
 

Внимательно посмотрите на схему. Что вы здесь видите интересного? Представьте, что наши голоса - цветные ручьи… Сколько их? (три – три цвета: условно жёлтый, синий, красный)
- Один голос начинает звучание, другие подхватывают или наоборот замолкают… ещё?..
Обратите внимание на "ленту настроений” в нижней части схемы. Откуда появились дополнительные цвета?.. (обращаем внимание на "радугу” внутри таблицы)

 
Оказывается, от переплетения, слияния нескольких голосов и настроение начинает меняться, ведь совсем другое ощущение возникает от прослушивания одного, двух или трёх голосов.
Будто смешивается вода в цветных ручьях (жёлтый + синий = зелёный и т.д.)!
Могло ли быть такое, если бы не было непрерывности звучания?
(Нет!)
Что же происходит в финале, когда все голоса звучат одновременно? (Разноцветный "водопад” звуков!)
 
Слушание фрагмента финала
 
Но мы с вами уже давно знакомы с ещё одним видом полифонии – каноном. Чем интересен канон? (в нём одна и та же тема переходит из голоса в голос – звучит в разных регистрах, разном звуковедении, опаздывает на повторениях относительно первой).

Посмотрите на схему и задайте мне один очень важный вопрос… /подводим к тому, как меняется настроение в каноне, ведь одинаковые темы должны иметь одинаковый цвет (характер), но тогда как смешивать – темы-то одноцветные?!/
Будет ли работать таблица, если мы просто закрасим "ручьи” одним цветом? (нет)

Верно, потому что в схеме полифонии изначально допущена неточность, но можно всё исправить!

Итак, домашнее задание:
Найдите в изображении мною тем серьёзную ошибку и объясните, каким образом меняется настроение в каноне? (раздаю уменьшенную копию таблицы каждому)

* Примечание.
На следующем уроке на повторении мы подробно коснёмся "многоцветности” каждой музыкальной мысли (мелодии) и придём к важному выводу по поводу канона: "Действительно, канон показывает грани и возможности одной и той же темы, одной и той же муз.мысли, но нам с вами это не помешает услышать всю палитру красок.
Удивительная музыка!”

Домашним заданием на этом уроке станет философский вопрос:
Что наша жизнь – полифония или гомофония? Что вы считаете мелодиями в этой жизни, а что аккомпанементом?

2. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ И СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

7 класс. Удобное время дать ребятам первые представления о стилевых направлениях в искусстве (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм). Разнообразная тематика произведений позволяет попутно коснуться самых неожиданных вопросов, и применить знания на практике. Вот некоторые из них:
1) Каким бы стал финал Увертюры "Эгмонт”, если бы Бетховен был романтиком?
2) Опишите пейзаж за окном с точки зрения представителей различных направлений.
3) Придумайте и опишите сюжеты будущих программных произведений с одним названием, но разными взглядами на окружающий мир. Какие средства музыкальной выразительности будут уместны для воплощения этого сюжета в музыке? Стиль какого композитора вы выбрали бы как наиболее приемлемый?
А вот итогом будет снова открытие: все эти направления можно отыскать не в нескольких жизнях, а в истории одной. При этом абсолютно логично пройдёт повторение уже изученного материала, знания будут применены на практике, а в финале работы ещё и сделан важный воспитательный вывод "Даже если в твоей жизни будет всё из ряда вон плохо, это не значит, что ничего не изменится к лучшему”. Но это будет позже, а пока слушаем "Сказку о старом диване”, которую по желанию учителя можно прочитать на фоне "попурри” из незнакомых фрагментов инструментальных произведений соответствующих направлений.
_____________________________________________________________________________
 
Сказка о старом диване
 
 

Он был частью интерьера: причудливый и напыщенно – важный. Им гордилось несколько поколений, живших на протяжении целого столетия в этом доме. Но больше всех гордился собой он сам – старинный диван на гнутых витых ножках с позолотой. Ещё бы, в его присутствии выросли все члены семьи, на нём устраивались семейные советы, принимались дорогие гости. В благодарность хозяева оказывали дивану особую честь, подбирая ему в тон драпировку стен, шторы и прочие предметы обстановки гостиной комнаты. Он (диван) давно уже был членом семьи и жил ради неё.
       Однажды он заметил на стене у окна первую маленькую трещинку: словно змейка, она скользнула вниз, поделив время на "до” и "после” её появления. Заметил её и хозяин дома. С этого дня "змейка” расширялась, приобретая паутину едва заметных соседок. Хозяин звал мастеров, советовался со знающими людьми, но дом потихонечку кренился на один бок.
- Здесь больше жить нельзя!.. – вздохнул он однажды и принял решение.
       Через месяц или два куда-то стали перевозить мебель.
- Давно пора! – думал диван и ждал своей очереди. Когда дом опустел, в гостиной остался лишь он. Хозяин внимательно посмотрел вокруг, потом вдруг нахмурился и сказал:
- Ну, прощай, старина. Спасибо за службу. Уступай место молодым…
Набросил на диван накидку и ушёл, заперев дверь.
- Предатель, предатель! – хотелось кричать от боли, но шаги неумолимо удалялись.
Прошёл год. Однажды в замочной скважине снова заскрипел ключ.
- А, это ты, предатель?.. Пришёл выбросить меня на свалку?..
Но в дом вошли люди. Они осматривали комнаты. Один из них подошёл к дивану и сдёрнул покрывало.
- Вот это да! Смотрите, наверно от старых хозяев остался… Сколько же ему лет?..
- Зачем тебе эта развалина?
- Это не развалина. Это антиквариат!
И вдруг обратился к дивану:
- Ну что, старина, давай знакомиться!..
Через неделю в доме закипела работа: кто-то поднимал фундамент, крыл обветшалую крышу, кто-то замазывал трещины и чинил лестницу. А однажды в дом вошёл новый хозяин, неся в руках несколько рулонов обоев в тон старинному дивану.
___________________________________________________________________________________

Будьте готовы к бурному обсуждению вопроса ребятами по поводу возникших разночтений. Вполне возможно, что будет раскритиковано и Ваше музыкальное сопровождение, но это показатель того, что на предыдущих уроках Вы оставили ребёнку достаточно прав на собственное мнение. Хорошо, когда это мнение аргументировано и просто замечательно, когда оно в процессе обсуждения обретает новые грани.
 

3.ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ. Введение в тему.

Первый урок после летних каникул. Уже взрослые. Трудно собрать класс, потому что море впечатлений и совсем не рабочая обстановка. Немного оживляются, записывая тему четверти, ждут разговора на темы современной музыки. Они будут впереди, но сейчас, если ничего не придумаю, будет разочарование, ведь именно здесь как раз и нельзя обойтись без классики. И "неблагонадёжные” обязательно скажут:
  • Да кому нужна Ваша классика?! Её слушают только отсталые, ничего не понимающие в настоящей музыке люди! Она уже давно отжила своё!
  • Брэйк - данс жил, жив и будет жить! А Бах и Бетховен – старьё!
  • Классика – музыка каменного века! Рэп – это клёво! Хип – хоп - это класс! И вообще, лично я слушаю "Linkin Park”!
Вот с них-то, с "неблагонадёжных”,  и начнём.
Предлагаю классу войти в рабочую колею после каникул, а заодно и определиться в мысли о том, что же значит эта "Современность” в музыке? Мало того, прошу поставить оценки за современность трёх услышанных фрагментов по пятибалльной шкале, правда с условием не повторяться в оценках. Просто слушаем, не называя авторов.
       На самом деле фрагменты подобраны с умыслом: каждый из них смелая, хотя порой и абсурдная, современная обработка классики. Ребята ставят цифру (номер фрагмента) и через тире оценку (чем выше бал, тем современнее).

№1 – "…”                                        /И.Бах "Прелюдия” в стиле техно.
№2 – "…”                                        /В.Моцарт "Лакримоза”, но как часть рэп-баллады.
№3 -
 "…”                                         /М. Мусоргский "Два еврея” латино.

После прослушивания поступаю неожиданным образом: вызываю к доске троих потенциальных возмутителей спокойствия и даю им карточки, на которых написано то, что они могли бы сказать в случае моего попустительства, для выразительного чтения (см. выше).
       Поскольку эти слова не далеки от их мнения, выполняют артистично и не без удовольствия. Класс сосредоточен на них, недоумевает, смеётся. Они уже в уроке.

Вот теперь, когда все три карточки прозвучали, задаю каждому "артисту” два вопроса:
  • за какой фрагмент поставлен наивысший балл?
  • какая это оценка?
Делаю пометки на доске и возвращаю ребят на место. И вот теперь начинаем вписывать век создания оригинала музыкального произведения, авторов и названия.
По ходу выясняем, кто и какую оценку поставил за фрагмент. И оказывается, что на модные спецэффекты попались все – в том числе и неформальные лидеры (временно обезврежены и включены в дальнейшую работу: эффект удивления и желание реабилитироваться в собственных глазах, "поймав” учителя), а значит самое время перевести разговор на то, почему современный шоу-бизнес совершенно не торопится избавляться от "старья”. Попутно выясняем разницу между "Музыкой моего поколения” и "Музыкой, созвучной моему времени”, уточняем роль моды в этом процессе, и, собственно, что же это за понятие "современность”.
При дальнейшем изучении темы четверти у вас будет множество поводов вернуться к этому уроку, например, чтобы выяснить, почему для заставки программы "Человек и Закон” была использована музыка И.С.Баха, или что общего в "Лунной сонате” Л.Бетховена и песне В.Цоя "Легенда”.

4. УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. Графическая работа "Линия жизни” (карточки)
 
Фактически это график, в котором точками обозначается изменение характера музыки. Ещё одно правило - каждая точка правее предыдущей, т.е. линия будет двигаться вправо. Эту форму работы использую на уроке не более двух раз в год, когда есть потребность в наглядном воспроизведении эмоциональной основы произведения, а вот в качестве домашней работы – частый гость, позволяющий подготовить ребят к специфике очередной темы.

 
     Первое знакомство с этой формой работы провожу во втором полугодии 5 класса, когда говорим о "Богатырской” симфонии А.Бородина. Работаю вместе с классом, у доски. Сразу довожу до сведения ребят, что возможен вариант, когда положение и количество точек окажется немного различным (мы ведь все по-разному чувствуем).
После того, как нарисована линия к услышанному фрагменту, пытаемся проследить "маршрут” богатырей, считая точкой отправления картину В.Васнецова "Богатыри”. Цель – воссоздать то, что не смогла передать живопись по причине отсутствия в ней развития, передвигаясь по линии от точки к точке. При повторном слушании (уже без графика) есть возможность уточнить подробности этой истории, узнать, что происходило дальше и составить целостное представление о героях и событиях (обобщение). На следующем уроке при изучении увертюры "Кориолан” Л.Бетховена эта линия поможет сравнить эмоциональное содержание и особенности музыкальной речи этого произведения с Второй симфонией А.Бородина.
 


     
 
В более старших классах "Линия жизни” позволит сопоставить, например, содержательность лёгкого и серьёзного произведений, либо классического и современного. Наиболее полно картина выглядит при работе с цветографиком, основанном на том же принципе, но имеющем гораздо большие выразительные возможности (см. далее). Как правило, классика выглядит, как развёрнутая линия с различными настроениями и их многочисленными оттенками, а во время звучания многих современных хитов класс снова в недоумении, потому что дальше одной – двух соседних точек (с натяжкой) линия никак не движется. Очень полезная растерянность: заставит и к соседям в тетрадь по делу заглянуть, и несколько приглушить "упаковку” модного "шедевра”, чтобы разглядеть истинные ценности. А теперь допустите мысль, что это кардиограмма: в первом случае пациент жив, а во втором – увы и ах. Вот и повод побеседовать о том, почему одна музыка проходит испытание временем, а другая уходит в небытие.
 
 
** Примечание / Цветографик "Линия жизни”

Если заменить обозначения характеров на вертикальной шкале определением цвета по спектру и убрать все условные разделяющие, кроме сетки, то можно получить цветографик, который поможет проследить, например, интересную особенность репризы не возвращать нас назад, а выступать в произведении как новый этап развития; либо уточнить эмоциональное содержание музыкального фрагмента (см. выше).
 
 
 
 
 
 

5. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ.

Письменные работы при запланированном 1 часе в неделю сегодня сведены к минимуму, но не стоит отказываться от них совсем, поскольку главное их качество – возможность дифференцированного общения ученика и учителя. Именно здесь раскрывается творческий потенциал учащихся и просматривается система взглядов на самые неожиданные вопросы, а значит, есть возможность заранее продумывать путь, по которому вести ребят дальше.
Кроме традиционных сочинений – размышлений, хотелось бы обратить внимание на письменные работы ещё нескольких типов, позволяющих поставить учащихся в ситуацию поиска:
  • сочинение от первого лица (ученик ведёт повествование, например, от имени композитора или его современника);
  • сочинение – сценарий (будущего фильма, видеоклипа к изучаемому произведению) – отличается "полифоничностью” образов, скрытым смыслом введения персонажей и происходящих событий;
  • сочинение – обращение (к потомкам, предкам или современникам);
  • рекламная акция (предполагает раскрытие ценностей классических произведений для современной аудитории или будущих поколений);
  • презентация (включает в себя защиту проектов новых музыкальных стилей, музыкальных инструментов будущего авторские работы и т.д.
Власенко Н. А.
Всероссийский фестиваль педагогических идей "Открытый урок",
ИД "Первое сентября"
2007 - 2008 уч. год
Категория: Мои статьи | Добавил: Zaryana (25.03.2010)
Просмотров: 3154 | Комментарии: 2 | Теги: метод проблемного изложения материа, Власенко Наталья, урок - исследование
Всего комментариев: 2
1  
Здорово! Большое спасибо! Очень интересно! Использование проблемно - поисковых методов интересно и для музыкальной школы.
Надежда.

2  
Спасибо Вам, Надежда! Очень дорого!!! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АНТИПЛАГИАТ
НАШИ ПОСЕТИТЕЛИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-НОВОСТИ ГОРОДА-
-- Сайты ДЕТЯМ --
Сайты РОДИТЕЛЯМ
-- МУЗЫКАНТЫ --
-- МЕТОДИСТЫ --
-- КОММЕНТАРИИ --
Здравствуйте, Наталья Анатольевна! У вас просто изумительные уроки! Не встречала ничего подобного! Огромнейшее спасибо з...
Answer: Здравствуйте! smile Вам спасибо!

Спасибо большое за добрые слова! smile Заходите иног...


Социальные сети
Сегодня заглянули

uCoz


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz