Суббота, 22.07.2017, 17:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Из опыта работы
Главная » Статьи » Урок впрок

Дышите. Не дышите. О певческом дыхании.

 

         Одна из спорных областей в музыкальной педагогике связана, как ни странно, с взглядами на певческое дыхание. При всём разнообразии существующих методик к единому мнению  не пришли ни знаменитые педагоги, ни успешные вокалисты, хотя все прекрасно осознают его важность в процессе звукообразования. Давно стала крылатой фраза: «Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха», ведь именно этот процесс является источником энергии для возникновения звука. На протяжении нескольких веков в Европе существовали вокальные школы, считавшие выработку специального дыхания краеугольным камнем в своей системе. Однако давно установлено, что при пении и взрослые, и дети пользуются смешанным дыханием, в котором в той или иной мере участвуют все отделы дыхательного аппарата.

         Самое большое значение для вокалиста имеет не столько вдох, сколько организация выдоха. Начиная работать с первоклассниками, уже на первом уроке нужно обратить внимание детей на то, что дыханием можно и нужно управлять. Рассказывать о том, как это сделать, гораздо сложнее, чем показать. К сожалению, красивый вариант объяснения с горящей свечой, в котором пламя является своеобразным монитором, из борьбы за право быть применённым у младших школьников выбывает, поскольку непременно будет перенесён в зашкольную жизнь, где способен создать серьёзные проблемы. Однако, есть другой вариант, заимствованный в логопедической практике и модифицированный применительно к нашему роду деятельности  - вот такая бабочка.  

 

 

 

 

Смастерить её очень просто: находим понравившийся силуэт, переносим его на цветной картон, вырезаем, складываем пополам по вертикали, а затем при помощи двойного скотча соединяем три заготовки в одну бабочку, поместив в середину нить длиной 20-30 см. Теперь, если взять бабочку за эту ниточку и поднести к губам, процесс выдоха  можно увидеть:

 

 

 

а) выдох "шторм" – делаем глубокий вдох и изо всех сил дуем на бабочку: "ей страшно", она старается улететь; кроме этого, взятый воздух очень быстро заканчивается (если бы мы пытались петь с таким дыханием, то у нас получался бы крик, что совсем не полезно для голоса); 

б) выдох "ветер в парке" - дуем на бабочку слабее, не поднимаем плечи, не раздуваем щёки: бабочка ведёт себя уже спокойнее, наш выдох становится длиннее;

в) выдох "одуванчик" – очень спокойный, едва заметный.

 

г) выдох "танцующая бабочка" - даёт возможность обратить внимание детей на ровное распределение выдыхаемого воздуха.
 

 

 

Спокойный, не судорожный, но активный вдох с мгновенной задержкой дыхания обеспечит необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит, и для напевного, льющегося звука. Именно такое пение называется пением на "опоре".  Мгновенная задержка воздуха при вдохе сомкнёт связки, преградит путь выдыхаемому воздуху, заставит мускулы дыхательного аппарата принять активное положение с последующим постепенным их расслаблением. Одновременно произойдёт сужение входа в гортань, что поможет созданию высокого качества звука, его "опоре". При этом красивый и полный звук получается только при правильной координации всех систем, участвующих в голосообразовании в процессе самого пения. И еще один важный момент в организации певческого выдоха: по окончании фразы, прежде чем сделать новый вдох, излишек воздуха нужно выдохнуть. Следует помнить, что упражнения на выработку певческого дыхания, удалённые от пения, малоэффективны. Пение и только пение способно развивать голос

Различают 4 типа дыхания в пении:

 

  •       Грудной тип (рёберный, костальный) и его разновидность — ключичное (клавикулярное, верхнегрудное) - дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия главным образом верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за её движениями, т.е. выключена из своей активной вдыхательной функции. Живот при этом типе вдоха втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно поднимаются;
  •       Грудобрюшной тип — 1 (рёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) — во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки, и диафрагма;
  •       Грудобрюшной тип — 2 (нижнерёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) — то же, но с преобладанием брюшного дыхания;
  •         Брюшной тип (диафрагматический, абдоминальный) — грудная клетка неподвижна. Вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, и живот при этом выпячивается вперед.

 

          История вокального искусства и современная практика показывают, что хорошее профессиональное звучание возможно при любом из названных типов дыхания. Ведь задача дыхательных органов во время пения - это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания - натренированность, выработанность певческого выдоха. Выбор типа дыхания должен диктоваться соображениями удобства и качественности звучания, а не предвзятым мнением о необходимости развивать определенный, якобы наиболее выгодный тип дыхания. У опытного певца дыхание расходуется мало, и оно может быть подано за счет любого отдела выдыхательных мышц. Однако, одно условие всегда должно выполняться: координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно, последовательно и в одном направлении: нельзя сегодня петь на брюшном дыхании, а завтра на ключичном.

          Есть основания полагать, что нижнерёберно-диафрагматическое дыхание создает оптимальные условия для деятельности диафрагмы: при этом типе дыхания площадь прикрепления диафрагмы увеличивается, вследствие чего её тонус повышается. Большинство певцов поют на этом типе дыхания Кроме того, дыхание может варьировать в пределах выработанного типа у каждого певца, в зависимости от характера звучания произведения. Лирический стиль исполнения обычно требует более высокого типа дыхания. Драматические произведения нуждаются в более низком, плотном дыхании.

           Очень важно принять во внимание следующее: в организации певческого голоса всегда нужно руководствоваться качеством голосообразования и от него идти к типу дыхания, но не наоборот - от определенного типа дыхания к звуку. Если голос «не звучит» следует попытаться найти более удачный тип дыхания, определённый природой для этого конкретного ученика.

          При обучении пению детей не стоит преувеличивать значения подробного описания физиологических процессов и терминологии. В работе с младшими школьниками гораздо надёжнее работает обращение к простым и доступным образным понятиям, акцентирующим внимание на качестве звука или специфических ощущениях, поскольку в это время у детей больше развито образное мышление, а запоминание происходит, в первую очередь, на уровне эмоционального отклика.

Вот один из доступных для работы с детьми «рецептов» по постановке нижнереберно-диафрагматического дыхания:

Представьте, что вы шарик, который нужно наполнить воздухом, а затем постепенно сдуть:

- встаньте прямо, почувствуйте опору в ногах;

- поставьте руки на нижнюю часть ребер;

- глубоко вдохните через нос так, чтобы руки почувствовали, как ребра раздвигаются в сторону;

- передняя стенка живота при этом выдвигается вперед, а плечи должны оставаться неподвижными;

- постепенно выдыхайте воздух (ребра и живот возвращаются в исходное положение).

         В стремлениях научить детей пению на опоре скажите «да»  коротким и выразительным попевкам, простым песенкам с небольшим диапазоном. Очень важно, чтобы учитель демонстрировал не только правильное исполнение, но и показывал типичные ошибки, ведь в рамках одного урока  в неделю процесс закрепления ляжет на плечи самих детей, потому без слухового контроля никак не обойтись. Главная наша задача на первом этапе – научить различать «хорошо» и «плохо»: если звуки неуверенные, вялые, мелодия прерывается, то стоит вспомнить о том, как следует брать дыхание и правильно его распределить. В противном случае, в каждой фразе последние звуки станут «задыхаться» и звучать не внятно, с шипением или осиплостью в голосе, а это уже не Владения королевы Мелодии, а тупик профессора Шума. 

 

 

 
В статье использованы выдержки
из книги Л.Б.Дмитриева «Основы вокальной методики», 
а также статьи сайта http://liketosing.ru  
 

 

 

 
Категория: Урок впрок | Добавил: Zaryana (09.08.2012)
Просмотров: 2609 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо! интересно!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АНТИПЛАГИАТ
НАШИ ПОСЕТИТЕЛИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-НОВОСТИ ГОРОДА-
-- Сайты ДЕТЯМ --
Сайты РОДИТЕЛЯМ
-- МУЗЫКАНТЫ --
-- МЕТОДИСТЫ --
-- КОММЕНТАРИИ --
Здравствуйте, Наталья Анатольевна! У вас просто изумительные уроки! Не встречала ничего подобного! Огромнейшее спасибо з...
Answer: Здравствуйте! smile Вам спасибо!

Спасибо большое за добрые слова! smile Заходите иног...


Социальные сети
Сегодня заглянули

uCoz


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz