Понедельник, 23.10.2017, 07:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Из опыта работы
Главная » Статьи » Урок впрок

Вкусная тема (к разделу "Построение музыки. Музыкальные формы")
 
       Ну, вот и звенит звонок с урока… Выставляются оценки, снимаются с доски разноцветные геометрические фигурки, ещё несколько минут назад убедительно рассказывающие классу о существовании таких важных музыкальных форм.
 
 
Через неделю, конечно, всё вспомнится: на уровне схем, сюжетов прослушанных музыкальных произведений и наводящих вопросов учителя. Ещё урок, и ещё... И так каждую неделю: сценарий предсказуем, поведение учителя прогнозируемо, ход ближайших уроков понятен. Домашнее задание на закрепление опять в общепринятых рамках: ну, опять нарисовать картинку к произведению; ну, придумать свою схему или схему-ловушку; можно ещё историю сочинить к заданной учителем музыкальной форме или поэкспериментировать с мелодиями. Но иногда и вправду хочется чего-то неожиданного. Вот несколько "околомузыкальных" заданий, которые научат ребёнка находить отзвуки темы в окружающем мире, нужно только не забыть обсудить с учениками "открытия" и ещё раз обратить внимание ребят на способность музыки развиваться, что сразу выделит предметный мир "условно музыкальными" репризами и вариациями (в правильных музыкальных "повторениях" всегда присутствует продолжение сюжета на новом уровне).

1. "Разведка" (для особенно неугомонных классов и отдельных пытливых умов)
 
      Провести экстренную разведку в собственном доме на предмет присутствия в нём музыкальных форм: мяч – одночастная, шторы на окне – двухчастная (помним о правиле контрастов), книга – трёхчастная репризная (если брать во внимание обложку) и т.д. Это задание станет ещё увлекательнее, если ограничить пространство: сидящим на первом ряду, например, нужно поискать муз.формы в холодильнике, второму – в самой большой комнате дома, третьему – на кухне, а кому-то - на второй книжной полке снизу! А можно и "маршрутный лист" выдать (распечатать пошаговую инструкцию, вроде карты для кладоискателей):

1. Встать под самой красивой люстрой в вашем доме лицом к окну.
2. Повернуться направо, сделать три шага, записать 3 самых близких предмета в столбик.
3. Сделать 14 шагов в любом направлении, оглядеться.
4. Снова записать ближайшие предметы.
5. Внимательно посмотреть на список и через тире напротив каждого "объекта" выписать похожие схемы музыкальных форм.

2. "Музыка вкуса"
 
       А вот творческим и деятельным можно предложить приготовить особенное музыкальное блюдо! Многие композиторы любили готовить. Среди них есть и признанные мастера: Даниэль Франсуа Обер, Гектор Берлиоз, Джоаккино Россини.  И, наверное, это не случайно, ведь кулинария призвана не столько насыщать, сколько радовать. До сих пор в меню ресторанов на их Родине посетителям предлагается попробовать кушанья, приготовленые по их рецептам. Да и музыка - своеобразный "букет вкусов". Представьте себе обычный салат:

Смешиваем стаккато зелёного горошка с маршевостью плотного огурчика, добавляем тонко нарезанное легато крабовых палочек, присаливаем диссонансами и заправляем негромким аккомпанементом майонеза!.. Лёгкое скерцо на тему салата в исполнении автора готово! Вкус - сплошной мажор! Кому  на бис?..
 
     Изучение музыкальных форм тоже  может стать для кого-то ВКУСНОЙ ТЕМОЙ!
 
А если к настроению готового блюда ещё и музыку подобрать да вместе с кулинарными изысками организовать маму и папу, которых только запахами и можно после работы расшевелить, то повторение домашнего задания по музыке только в удовольствие будет. И в общую пользу, поскольку внезапно организованный досуг крайне редко совпадает с приготовлением надоевших уроков... :) Так почему бы нет?
 
Ниже  приведены простейшие кулинарные рецепты, которые можно распечатать и выдать всем желающим (Да, к сожалению, опять за свой счёт, но не впервой же... ). Я постаралась исходить из принципов простоты приготовления, доступности, и некоторой выдумки в оформлении для "музыкальности" процесса.  Рецепты выдаются после каждого урока-знакомства с новой темой по желанию ребёнка, а вот о том, какая "вкусность" ожидает нас в следующей музыкальной форме, рассказывать не нужно. Пусть сохраняется интрига!
 
Внимание! Не забудьте предупредить через классных руководителей родителей детей и довести до их сведения, что задание вкусное, но не обязательное, и что приготовление требует присутствия взрослых поблизости. Так, на всякий случай...  :)
 
P.S. Скачать готовые к распечатке рецепты приготовления можно в Приложениях http://zaryana.ucoz.ru/load/prilozhenija_0/blanki_k_pismennym_i_graficheskim_rabotam/kulinarnye_recepty_dlja_raspechatki/7-1-0-75
 
Коллекция рецептов "Музыка вкуса".
___________________________________________________________________________________________________________
 
 I. ОДНОЧАСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА (А - одно настроение)
Сосиски - осьминожки
 
 
Ссылка на изображение: http://i030.radikal.ru/0806/7f/daeaa76874db.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
Нам потребуется:
несколько варёных сосисок,
майонез для рисования
и красивая тарелка, которую можно украсить зеленью.
 
 
Способ приготовления:
1. Варим сосиски.
    Положите несколько сосисок в кастрюльку, наполненную водой так, чтобы сосиски были полностью ею закрыты. После того, как вода в кастрюле закипит, сбавьте огонь и варите сосиски 5 - 7 минут.
Затем их нужно достать, охладить и почистить.
2. Осьминожки.
    Разрезаем сосиску вдоль, почти до конца, оставляя кончик для будущей головки осьминожки. Чуть-чуть поворачиваем и разрезаем вдоль ещё раз. У нашего Осьминожки есть уже четыре щупальца. Теперь аккуратно разрезаем каждый пополам, чтобы ножек стало восемь. Всё!
 
Украсьте тарелку зеленью и посадите на неё осьминожек так, как показано на фото. Нарисуйте при помощи майонеза глазки и улыбки и спешите радовать ваших близких!
 
___________________________________________________________________________________________________________
 
II. ДВУХЧАСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА (АБ - два контрастных настроения)
 Бананы в шоколаде
 
Ссылка на изображение:  http://www.kuharka.ru/_gallery/img/1163078405_8108.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нам потребуется:
1 – 2 плитки молочного шоколада
2 – 3 небольших банана
Палочки от мороженого
 
 
 
Способ приготовления:
1.  Очищаем спелые бананы, разрезаем их пополам, протыкаем каждый палочкой для мороженого и кладём в морозилку, чтобы они хорошо заморозились.
2.  Тем временем готовим шоколад. Его нужно растопить на паровой бане.
 
 
Для этого нам понадобятся 2 кастрюльки – средняя и поменьше.
 
В ту, которая больше, наливаем столько воды, чтобы она не касалась маленькой кастрюльки, установленной внутрь большой (одна в одну, как на рисунке).
Ставим на небольшой огонь.
 
 
 
 
 
 
Ссылка на изображение:
 
 
Пока вода греется, ломаем шоколадку на кусочки и кладём внутрь верхней пустой кастрюли, ждём закипания воды и сбавляем огонь. Крышкой не накрывать!
 
3. Как только шоколад станет жидким, достаём из морозилки бананы, обмакиваем в шоколад и выкладываем на тарелку, чтобы шоколад застыл.
 
***   Если растопленный шоколад получится густым, то можно добавить в него небольшой кусочек масла или немного тёплого молока.
       В шоколад можно обмакивать и кусочки любых других фруктов, но тогда вместо палочек для мороженого возьмите зубочистки. Приятного аппетита!
 
___________________________________________________________________________________________________________
 
III. ТРЁХЧАСТНАЯ РЕПРИЗНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА (АБА - два контрастных настроения с повторением)
Омлет с начинкой
 
Ссылка на изображение: http://www.millionmenu.spb.ru/IMG/im30_4478.jpg
 
На 2 порции нам потребуется:
4 яйца,
3 столовые ложки молока или сливок,
масло сливочное для жарки,
щепотка соли,
сыр тертый - 30 г, 
колбаса варёная - 100 г,
перец сладкий - 1 шт.,
зелень
Способ приготовления:
1. Омлет.
Яйца взбейте с молоком, добавьте соль, перемешайте.
Растопить на сковороде кусочек масла и выпечь два омлета - блинчика.
2. Начинка.
Колбасу и перец нарезать мелкими кубиками и обжарить на масле до золотистого цвета, добавить мелко нарезанную зелень.
 
На одну половину омлета положить начинку, накрыть его другой половиной, а сверху посыпать его тертым сыром. Так же свернуть и второй "блинчик". А теперь присмотритесь: где-то здесь трёхчастная репризная форма притаилась!..
____________________________________________________________________________________________
 
 
IV. ВАРИАЦИИ (А А1 А2 А3... )
Мороженое - ассорти
 
Ссылка на изображение: http://www.akademklub.ru/images/desserts/10_s.jpg
 
Для приготовления потребуется:
несколько пачек белого пломбира без шоколада и наполнителей;
для начинки - то, что на данный момент есть в доме, например:
 
1. варенье
2. орехи (измельчённые)
3. натёртый шоколад
4. ягоды или кусочки фруктов
5. сухофрукты: изюм, курага, чернослив (их нужно обязательно вымыть и обсушить)
6. кусочки печенья
7. цукаты
8. мёд
Секрет приготовления прост:
нужно разделить белое мороженое на несколько частей.
Одну часть оставить без добавок (Тема),
а в другие добавить какие-то вкусности (Вариации). Количество вариаций на тему пломбира зависит от того, сколько разного мороженого получится.
На охлаждённые тарелки ложкой выкладываем получившееся ассорти и украшаем до торжествующего настроения!
 
____________________________________________________________________________________________
 
V.  РОНДО (Р А Р Б Р В Р... - главная тема-рефрен с включением эпизодов)
Бутерброды - канапе
 
Ссылка на изображение: http://static.eva.ru/eva/90001-100000/92797/contest/134839.jpg
 
Канапе - маленькие бутерброды на шпажке или палочке. Делают их из одинаковых по размеру кусочков овощей или фруктов.
 
Ингредиенты для выбора:
1. Свежий или солёный огурец
2. Свежие помидоры
3. Варёные морковь, свекла
4. Сыр
5. Колбаса или рыбная нарезка
6. Болгарский перец
7. Половинки олив или маслин
Украшаем цельной консервированной кукурузой
или зелёным горошком
 
Для фруктового канапе:
1. Яблоки
2. Груши
3. Киви
4. Банан
5. Персики, абрикосы
6. Дыня и др.
Украшаем цельными ягодами винограда, смородины, клюквы, вишни и т.д.
 
Выберите главный ингредиент для каждого бутерброда и попытайтесь придумать разные рондо, чередуя кусочки по музыкальным правилам.
 
====================================================================================
Послесловие.

На главной странице этого сайта есть "
Восточная притча о шуме и музыке".  Удивительно тонко подмечено:
м
узыка нужна только тем, кто видит и чувствует мир в его бесконечном разнообразии, потому что остальные следуют бесконечным стереотипам, потому слышат лишь шум. Так давайте слушать музыку и там, где её не слышно!
 
 
Категория: Урок впрок | Добавил: Zaryana (23.07.2010)
Просмотров: 5863 | Комментарии: 6
Всего комментариев: 6
5  
Замечательно! Спасибо, прекрасные идеи!

6  
Очень рада, что наша неугомонность заразительна! Спасибо Вам, Антонина Алексеевна!

3  
УДИВИТЕЛЬНО! ЗДОРОВО! smile

4  
Марина, огромное спасибо Вам за отзыв!!! smile
Для молодёжи только приписку сделаю: всё вышеупомянутое - лишь дополнение к урокам, но ни в коем случае не замена исполнению и слушанию музыки!

1  
biggrin круто

2  
cool Спасибо, родитель! С нами не соскучишься... smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АНТИПЛАГИАТ
НАШИ ПОСЕТИТЕЛИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-НОВОСТИ ГОРОДА-
Сайты РОДИТЕЛЯМ
-- МУЗЫКАНТЫ --
-- КОММЕНТАРИИ --
Здравствуйте Наталья Анатольевна! Скажите где услышать плюсовку "Во всем виноваты скелеты"?
С уважением...
Answer: Добрый вечер, Сергей! Отправила на почту.

Здравствуйте, Наталья Анатольевна! У вас просто изумительные уроки! Не встречала ничего подобного! Огромнейшее спасибо з...
Answer: Здравствуйте! smile Вам спасибо!

Здравствуйте, Наталья!
Невозможно пройти мимо - невероятный труд учителя! Ваш труд! Только чуть-чуть прикоснулась...
Answer: Спасибо большое за добрые слова! Заходите иногда. Мы не скучаем!  Может быть, что-то ещё пригодится в работе

Социальные сети
Сегодня заглянули

uCoz


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz