Среда, 23.08.2017, 07:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Из опыта работы
Главная » Статьи » Мои статьи

Устные ритмические диктанты
 
Устные ритмические диктанты


 
       Чем заниматься на уроке музыки в обычной общеобразовательной школе, кроме пения и слушания? Каждый учитель без труда назовёт ещё несколько бесспорно важных аспектов нашей деятельности. Среди этих занятий есть вполне увлекательные и всегда желанные для детей, а есть профессиональные - беспощадно делящие  на тех, кому дано, а кому нет.
       Современные программы спешно бросились обучать нотной грамоте общеобразовательные школы! Открываешь учебник и диву даёшься: «Спойте фрагмент из оперы по нотной записи!» Значит, к этому моменту любой школьник должен справляться с этой далеко не простой задачей – петь по нотам?!. Что греха таить, и в музыкальной школе половина учеников быстрее по слуху подберёт услышанную арию, чем выучит её по нотной записи, а ведь, извините, и сольфеджио им преподают, и хор, и специальность, и доп.инструмент!
 
       Конечно, и я в этот омут бросалась – просто из-за правильности и обязательности: пробовала вводить релятивную систему сольмизации и уделяла этому время практически на каждом уроке в начальной школе. Бессмысленность этого процесса для общеобразовательной школы вполне прогнозируема: за неделю даже более интересная информация наполовину стирается, но там, по крайней мере, остаются ключевые моменты, которые позволяют идти дальше. Для обучения нотной грамоте, на самом деле, нужно не много - комплексное закрепление изученного КАЖДЫЙ ДЕНЬ! В наших же нынешних условиях - это бессмысленная и даже вредная трата времени, потому что изучаемые и исполняемые произведения сюжетны, многообразны, достаточно сложны, а тут на нескольких нотах по двадцать минут из сорока в неделю и никакой радости. Для чего?.. Разве это музыка?.. Знание ради знания.
 
       Но уходить от музыкальной грамоты нельзя. Нужно развивать слух и чувство ритма, иначе слушание и исполнение превратятся в подобие красивой ажурной салфетки, удалённой от глаз на столько, что от работы мастера останется одно определение - круглая.
 
       Составление ритмических схем звучащих мелодий, повторение за учителем ритмической последовательности и сочинение на заданный ритм мелодии или текста - не новость. Но чаще всего эти виды деятельности остаются за гранью начальной школы в виду своей простоты и удалённости от нового ощущения "взрослости" ребят, перешедших в старшие классы. Неужели всему научились? Видимо, да, потому что многие уже мечтают о звёздной карьере, славе и поклонниках. Но готовы ли? Можно проверить.
 
       Что такое оркестр или группа? Это коллектив музыкантов. И у каждого своя мелодия, свой инструмент, своё понимание исполняемой музыки. И важно, чтобы никто не сбивался и "оставался собой". Официально ритмические диктанты мы ввели год назад. Преимущество их в том, что они не отнимают времени на формальности (запись, списывание с чужой тетради и т.д.), и позволяют видеть результат своей работы внутри музыки. Кроме того, есть существенное отличие от былого оркестра шумовых инструментов: важно слышать нужный тембр, реагировать на изменение ритма и включение подголосков, точно высчитывать паузы и самостоятельно принимать решение о месте вступления.   
 
Цели и задачи: подготовка к многоголосному исполнению, развитие чувства ритма и тембрового слуха, тренировка музыкальной памяти, воспитание слушательской культуры.

 
Примеры ритмических диктантов
 
I. «Ноктюрн»



 
Принцип работы:
 
       Мелодия состоит из повторяющихся мотивов с разными ритмическими схемами. В данном случае главная партия отдана фортепиано, а повтор - вибрафону. Сложного на первый взгляд ничего: нужно прохлопать ритм услышанного фрагмента (кстати, сидящим удобнее делать хлопок по колену или крышке стола), но при этом остаться внутри мелодии, чтобы хлопки стали логичным музыкальным дополнением. Сложность в другом: почувствовать, когда вступить  и не сбиваться, что бы не происходило. Придётся слушать и выделять конкретный инструмент из общего звучания, вторя ему и игнорируя лишнее.
 
Всего 4 куплета:
 
1 – тема и её повторение (демонстрация принципа работы)
2 – потихоньку вступают скрипки, но пока легко
3 – введён вполне самостоятельный подголосок флейты (уже мешает)
4 – с элементами канона (сложно, фортепиано ушло на второй план, зато мелодия-двойник так и хочет к себе 
      перетянуть)
 
Задание 2: Какая фраза спрятана в первом проведении темы (подсказка в названии)?
 
 
 
II. «Старый город»

 
 
       Принцип работы – тот же, но сложнее: нужно почувствовать, когда вступить с повтором и не сбиться при исчезновении гитарной «поддержки». Всего два куплета и припев, но уже с первого такта введены подголоски.
       + Внутри диктанта есть мелодическая фраза, созвучная заголовку. Найти её и поднять руку во время звучания – ещё одно задание для ребят в финале процесса, когда мелодия ляжет на слух.



 
III. «Музыка»


 
             Всего четыре полноправных инструмента: первые два (гобой и аккордеон) уже с самого начала ведут за собой по группе ребят. Эти мотивы сохранятся за группами до самого конца без изменений.
 
       Во втором куплете вступают фортепиано и электрогитара и, следовательно, добавляются группы ребят.
Удобнее начать работу с отслеживания отдельных партий всем классом, далее убедиться, что они "зацепились" и справляются самостоятельно, и только потом перейти к двухголосию класса с учителем. Большую помощь в работе окажут подобранные к заданному ритму фразы. Например:
 
Гобой – "Музыка"
Аккордеон – "Зеркало души"
Фортепиано – "Это так просто"
Электрогитара - "Не нужно слов"
 
       В итоге (конечно, не на первом уроке!) получится достаточно крепкий слаженный коллектив, где достигнуто будет согласие не только с "диктующим" инструментом, но и друг с другом. А далее можно меняться голосами, придумывать собственные подголоски и удаляться от навязанного учителем варианта.
 
Обязательно используем и хлопки без голоса. Это настроит слух на тембры и не позволит голосу идти просто за счёт своей заглушающей силы.
 
__________________
 
Скачать эти диктанты можно в "Приложении" (ссылка на главной странице этого раздела)
Категория: Мои статьи | Добавил: Zaryana (01.08.2010)
Просмотров: 2275
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АНТИПЛАГИАТ
НАШИ ПОСЕТИТЕЛИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-НОВОСТИ ГОРОДА-
-- Сайты ДЕТЯМ --
Сайты РОДИТЕЛЯМ
-- МУЗЫКАНТЫ --
-- МЕТОДИСТЫ --
-- КОММЕНТАРИИ --
Здравствуйте, Наталья Анатольевна! У вас просто изумительные уроки! Не встречала ничего подобного! Огромнейшее спасибо з...
Answer: Здравствуйте! smile Вам спасибо!

Спасибо большое за добрые слова! smile Заходите иног...


Социальные сети
Сегодня заглянули

uCoz


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz